Еще есть шанс с Вашей помощью повлиять на то, чтобы в Беларуси был принят закон, который реально защитит права животных

Как известно, во многих европейских странах уже давно существуют законы о животных, которые регулируют обращение с фауной во всех её сферах: научных исследованиях, спорте, сельском хозяйстве и, не менее важной области – домашних условиях и частных секторах. В этих странах, довольно успешно развивается частный бизнес, связанный с домашними питомцами: зоотовары, услуги по уходу за животными, приюты, гостиницы, ветеринария и прочее. И только в Беларуси вопрос с домашними питомцами контролируют все ...
Как известно, во многих европейских странах уже давно существуют законы о животных, которые регулируют обращение с фауной во всех её сферах: научных исследованиях, спорте, сельском хозяйстве и, не менее важной области – домашних условиях и частных секторах. В этих странах, довольно успешно развивается частный бизнес, связанный с домашними питомцами: зоотовары, услуги по уходу за животными, приюты, гостиницы, ветеринария и прочее. И только в Беларуси вопрос с домашними питомцами контролируют все сразу и никто в частности: Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство природы и т.д. Единожды став владельцем животного и приведя к себе в квартиру, понимаешь, что стал почти изгоем общества: у тебя нет прав, нет прав у животного, нет возможности защититься от несправедливости к тебе и к твоему любимцу, некуда обратиться с вопросами и проблемами, а есть только обязанность платить, обязанность гулять за сеткой, обязанность прятаться от соседей, невзлюбивших твоё животное и т.д. И это противостояние между твоей любовью и привязанностью к своему питомцу и другими людьми, которые не любят по разным причинам животных, приводит часто к открытой конфронтации, неверному поведению обеих сторон наперекор общим устоям и ценностям, спорам и скандалам, судебным разбирательствам и иногда, к сожалению, убийству животных.

В настоящее время, наконец-то, под влиянием давления общественности, зоозащитных организаций и необходимости соответствовать международному уровню правового и гуманного государства в Европе, проект закона, который в 2011 году не прошел через второе чтение в Палате Представителей из-за наличия существенных замечаний, снова вернулся для доработки с тем, чтобы в сентябре представить к рассмотрению в Палате Представителей.

В рабочую группу вошли представители различных министерств и ведомств, а также были приглашены в качестве консультантов члены зоозащитных организаций. Следует отметить, что в период обсуждения многих норм проекта закона сохранялась внимательность и интерес всех представителей к предложениям и замечаниям друг друга. Естественно, в сжатые сроки (меньше месяца) невозможно сделать идеальный нормативный документ, тем более такой масштабный. Но! Считаем возможным заявить, что документ получается комплексный, логичный и главное, во многих отношениях более прогрессивным, чем даже в ряде европейских стран!

Например, в законопроекте предусмотрен большой перечень терминов, который позволит четко разграничивать скользкие понятия и обойти двойственное толкование слов: амуниция, гуманное обращение с животными, заводчик, и пр. Также по всему закону идет разграничение понятий умерщвление и эвтаназия животных, что однозначно можно назвать прорывом в законодательстве и понимании ценности жизни животного! Регламентировано не только понятие волонтерской помощи, но и определен статус волонтера и его место в зоозащитных организациях, приютах, более чем конкретно установлены права граждан и общественных организаций в области обращения с животными, определены не только обязанности, но и права владельцев любых животных, а не только собак, как в действующих Правилах содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь. А также, нормы проекта закона регулируют:
  • деятельность приютов, гостиниц, пунктов временного содержания животных;

  • принципы использования лабораторных животных в области научных исследований и экспериментов, служебных животных;

  • принципы использования животных в культурных мероприятиях (цирки, выставки и т.д.), в спорте;

  • правила перевозки животных, порядок содержания и ухода за животными;

  • основные правила совершения сделок с животными, случаи ограничения и прекращения права собственности владельцев животных;

  • правила содержания животных в домашних условиях, а также кардинально изменился подход к некоторым породам собак, а именно: термин “потенциально опасные собаки” был заменён на “породы собак, требующие особого обращения”. На наш взгляд, это позволит сформировать у потенциальных владельцев большее чувство ответственности за владение такими собаками и не будет заведомо сформировано агрессивное отношение к собакам больших пород у других людей. При этом следует понимать, что требования к содержанию таких собак стали более строгими и будут подлежать проверке. В данном вопросе проводились консультации с представителями БКО. Это же касается списка собак таких пород, из которого ряд пород были исключены, но были включены иные породы, которые ранее не были приняты во внимание.

В вышеизложенном, были перечислены немногие, но самые главные плюсы этого законопроекта. К сожалению, приходится отметить, что есть и сильные отрицательные моменты законопроекта.

В частности, несмотря на возражения Министерства иностранных дел по снятию ограничения на содержание животных в квартирах в виду того, что ни в одной стране мира такие ограничения не регламентируются на уровне Закона – данное ограничение по требованию остальных министерств и ведомств было-таки введено, при этом ограничение было предусмотрено только на отдельные виды животных: кошек и собак. Следует отметить, что данное ограничение не было вообще обоснованным, на наш взгляд, т.к. не учитываются ни размеры квартир, ни размеры и породы кошек и собак, а также непонятно почему владельцу квартиры в 150 кв. м. разрешается завести, к примеру, только 2 мопсов или той-терьеров, а владельцу в 50 квадратных метров – 20 декоративных свиней?! Как видно, ущерб квартире и общей жилой площади, а также недовольство соседей совсем несопоставимы.

Проведение обязательного чипирования кошек и собак, также была изменена на добровольную, не смотря на то, что это существенно облегчит поиск добросовестного хозяина, усилит контроль за недобросовестными заводчиками и владельцами.

Кроме того, предложения о введении строгого контроля и учета разведения животных, а также регулирование численности путем стерилизации животных и их возврат обратно в естественные условия обитания не были приняты, несмотря на то, что их введение в действие существенно снизит численность беспородных и бездомных животных.

По нашему мнению, а также, по мнению иных зоозащитных организаций, вышеуказанные минусы могут стать главным условием отклонения Советом Министров, Управлением делами Президента и Палатой представителей ввода закона в действие. Именно поэтому ООЗЖ «Эгида» обращается за помощь к общественности и просит каждого оказать поддержку за снятие ограничения на количество содержания собак и кошек в квартирах и введение нормы обязательного чипирования собак и кошек. Ниже приводится текст обращения, который мы предлагаем Вам подписать либо на сайте www.zvarot.by, либо в печатном виде отправить в Совет Министров, Управление делами Президента, Палату представителей. Напоминаем, что при личном обращении гражданина в обязательном порядке должна стоять Ваша личная подпись, инициалы (ФИО), и местожительство.


Образец.

Совет Министров Республики Беларусь
220010, г.Минск, ул. Советская, 11

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
220010, г.Минск, ул. Советская, 11

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики      Беларусь
220050, г. Минск, ул. Берсона, 1а


Приветствуя факт разработки закона “Об обращении с животными”, хочу обратить Ваше внимание на то, что в законопроекте, который в общем является значительным шагом вперед в сфере гуманного обращения с животными, остаются два проблемных пункта, которые потенциально могут уменьшить его практическую ценность и логическую целостность. Поддерживая позицию авторитетных зоозащитников и мнение МИД, прошу рассмотреть и принять во внимание следующие аргументы:

Статья 25 «Ограничение количества содержащихся в домашних условиях животных».

Предлагаемая чиновниками норма (содержание двух животных: одной собаки и одной кошки, либо двух кошек, либо двух собак):

- создает для владельцев необоснованно неравный правовой статус между собой в рамках Конституции Республики Беларусь. Кто-то из владельцев хорьков, бурундуков и белок может иметь у себя в квартире хоть 100 штук этих видов животных, в то время как владелец иных животных вправе завести только одного или двух. При этом, более вероятно, что именно в первом варианте возникнут проблемы коммунального характера;

- не содержит логических обоснований введения ограничения для котов и собак, без учета их физиологических характеристик (вес и габариты кошек могут отличаться в пределах от 1 до 12 кг, а у собак и более того — от 300 грамм до 80 килограмм, а, например, длина тела беркута, которых тоже иногда разводят, достигает 93 см, размах его крыльев до 2,5 метров), темперамента;

- не учитывает того, что содержание животных может осуществляться в разных домашних условиях, которые варьируются в широком диапазоне: разный размер общей площади квартиры, вентиляция, звукоизоляция и прочее. Пример: владельцу квартиры в 150 кв.м. с хорошей звукоизоляцией будет поставлен такой же лимит (2 собаки, например, мопсы), как и проживающему на 30 кв.м. с плохой звукоизоляцией (2 собаки, например, доги), при этом не учитываются ни материальные возможности владельцев, ни параметры площади содержания животных, ни их вес, рост, темперамент.

Не смотря на то, что животные относятся к одному из видов имущества гражданина, они имеют особенный статус в силу наличия в животных жизни и постоянного контакта с человеком. Поэтому сохранение действующей нормы ограничения количества животных и введение её в Закон, не решит проблемы совместного бесконфликтного проживания животных и людей в многоквартирных домах.

Ограничение количества содержащихся в домашних условиях животных должно базироваться на ветеринарных, санитарных нормах, которые разрабатываются специалистами государственных органов, в чьи функции включена обязанность, прямо предусмотренная законодательными актами, осуществлять контроль за животным миром и здоровьем человека.

 

Статья 28 «Чипирование животных».

Это безопасный и надёжный способ регистрации животных, который имеется в большинстве европейских стран.  Создание централизованной базы чипированных животных позволит гарантированно идентифицировать любого утерянного, или выброшенного питомца. Обязательное чипирование позволит:

- исключить случаи умерщвления службами отлова домашних питомцев и сократить количество обращений граждан в органы внутренних дел с жалобами на действия работников служб отлова;

- существенно снизить количество бездомных животных, т.к. чипирование принудит безответственных владельцев к передаче животных новым владельцам вместо избавления от животных, поскольку бывшего хозяина можно будет найти и привлечь к ответственности;

- снизит случаи краж породистых животных;

- выявлять через централизованную базу чипированных, но не зарегистрированных животных, владельцы которых таким образом уходят от уплаты соответствующих налогов.

Чтобы этот подход заработал, чипирование должно стать обязательной частью процедуры регистрации домашних животных. В проекте, однако, норму об обязательном чипировании планируют убрать и заменить её на чипирование по желанию владельца.

Просим обратить внимание, что введение обязательного чипирования нацелено, в первую очередь, на защиту прав и свобод граждан, проживающих в многоквартирных домах.

В связи с вышеизложенным, прошу учесть следующие рекомендации для совершенствованию законопроекта:

1. Изложить статью Статья 25 «Ограничение количества содержащихся в домашних условиях животных» в следующей редакции: “Количество содержащихся в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, а также в одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях животных, включенных в перечень групп и видов животных, разрешенных для содержания в домашних условиях, согласно приложению 2 к настоящему Закону, определяется собственником (нанимателем) жилого помещения с учетом ограничений, установленных требованиями настоящего Закона, зоотехнических, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных правил, а также необходимости соблюдения прав и законных интересов граждан”.

2. Оставить Статью 28 «Чипирование животных» в следующей редакции: «В обязательном порядке владельцами осуществляется чипирование собак и кошек, содержащихся в городах и поселках городского типа, приплода собак и кошек в возрасте до трех месяцев заводчиками, приплода собак питомников при реализации его физическим лицам, служебные собаки (за исключением принадлежащих питомникам кинологических подразделений государственных органов). Чипирование других животных осуществляется на добровольной основе”.

Я, гражданин Республики Беларусь, надеюсь, что данное обращение не останется без внимания, и Совет министров, депутаты Палаты Представителей, Национальный центр законодательства и правовых исследований примут во внимание предложенные изменения в законопроект «Об обращении с животными».

 На основании ст. 7 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» прошу ответить на мое обращение в установленный законодательством срок по адресу или по электронной почте.

С уважением, гражданин Республики Беларусь



ФИО   ___________________________________________

Адрес ___________________________________________

«__» _________ 2015г.
Подпись _____________


Правила чата
Пользователи онлайн
Онлайн чат
+Онлайн чат
0
На сайте: 3
Гостей сайта: 3
Пользователей: 0