• Страница 1 из 1
  • 1
Собачья жизнь гнедого
Horsewoman
.
Топикстартер
1.  
1
.
Минск, Юго-Запад
10169 сообщений
Топикстартер
Собачья жизнь гнедого

Почему в России и в Беларуси животные до сих пор приравнены к реквизиту?

Обратная связь — так в редакциях называют читательские письма. И не зря: они — один из самых важных бонусов, которые есть в журналистской работе. Глядя на строчки, написанные незнакомой рукой, понимаешь, что твоя работа проделана не зря, не утонула в бескрайнем море публикаций. Но бывает и наоборот: письмо, пришедшее в редакцию, западает в душу, не забывается месяцами. Такое письмо пришло к нам недавно из Беларуси.

Его автор, минчанка Розалия Рубинчик, поделилась своей болью. «Не могу забыть случай, произошедший на съемках фильма «1612», проходивших в Беларуси, — пишет женщина. — В фильме много батальных сцен, в которых принимали участие лошади одного из белорусских конноспортивных клубов. И если артисты учились падать, то лошади при падении ломали ноги и становились калеками. К сожалению, белорусский инструктор пошел на эти жертвы. Но знали ли об этом создатели фильма? Известна ли им печальная судьба красавца коня по кличке Геополь, который во время съемок так сломал ногу, что не смог подняться? Ветеринар отсутствовал, и коня пришлось добивать самым зверским способом. Можно, конечно, сказать, что искусство требует жертв. Но таких ли? С тех пор прошло несколько лет, но у меня перед глазами стоит образ лошади, красивейшей, умнейшей, которая словно вопрошает: «За что?»

Прочитав это, мы первым делом связались с создателями картины «1612». Выяснили, что фильм снимался «Студией ТРИТЭ». Генеральный директор студии Леонид Верещагин был непреклонен:

— Такого случая на наших съемках не было.

И директор фильма «1612» Елизавета Башарова подтвердила:

— Никаких сведений о трагедии с лошадью у нас нет.

Получив такой ответ, мы, признаться, усомнились в правдивости письма. Может быть, впечатлительная читательница сгустила краски? Но оказалось, что не одна Розалия знает об этой истории. Ее обсуждают блогеры, упоминают любители конного спорта, она описана на сайте зоозащитной организации «Вита».

Мы позвонили в белорусский конный клуб, которому якобы принадлежал несчастный Геополь. Вот что нам там сказали:

— Это были не мы, у клуба сменился хозяин. Но и хозяин был ни при чем. Не вешайте на нас собак, это вина каскадеров!

«Итак, конь упал вместе с каскадером, — рассказывается на сайте «Виты» (www.vita.org.ru/new/2007/29–1–geliopol.htm). — Он получил двойной перелом в области локтя и запястья. У коня был болевой шок, ему нужна была срочная помощь. Но хозяин решил его везти в конюшню, хотя осматривать лучше было бы на улице. Коня привязали к столбу, и так он со сломанной ногой и ужасной болью стоял полчаса. Потом все же вызвали коневоз. При погрузке больных лошадей положено снимать перегородку, этого не сделали, поэтому в дороге конь перепрыгнул передней частью тела через перегородку, которую еще около 30 минут пытались из–под него достать. В процессе этого нога стала перпендикулярно. Коня еле затащили в денник. Вызвали ветеринаров, коня обезболили. Хозяин отказался усыплять. Сказал, что конь постоит и ничего с ним не случится, а назавтра он что–нибудь придумает. С трудом хозяина уговорили усыпить коня. Лошади кололи рометар, ксилазин, новокаин, лидокаин. Лекарства закончились, а Геополь еще был жив, но глубоко спал. Позвонили в город, попросили привезти препараты, ждать надо было минут 30...

Хозяин не стал ждать, взял нож и перерезал трахею, видимо, не зная, где находятся артерия и вена. Конь от жуткой боли в отчаянии вскочил, и нога оторвалась и держалась только за счет мягких тканей. Обрубок трахеи болтался, конь издавал жуткие хрипы. Когда он упал, хозяин лошади стал вбивать нож в шею, чтобы Геополь все–таки умер»...

Уже не установить доподлинно, что все–таки произошло — и произошло ли — тогда на съемках. Но даже если описанное — правда, то в такой ситуации не на кого указывать пальцем и кричать: «Вот кто виновен!» Авторы фильма не хотели калечить лошадей, ветеринар пытался помочь, хозяин убил лошадь, пытаясь облегчить страдания. Виновата, скорее, неразбериха и отсутствие и в Беларуси, и в России юридической базы, регламентировавшей бы действия участников драмы.

Почему в нашем кино не принято писать в титрах «ни одно животное не пострадало»? Да потому, что, оказывается, это — не непреложное правило. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к экспертам. Кинопродюсер Мария Резанова рассказала:

— Американский кинематограф уделяет огромное внимание этичности съемок с животными. На площадке обязаны присутствовать инспектор по защите животных, ветеринар. А у нас слабое правозащитное движение. Рассказывают, что вроде бы, на съемках «Андрея Рублева» сожгли корову. После этого некоторые ценители гения Тарковского отвернулись от него (например Кира Муратова). На нападки режиссер отвечал так: вы же едите мясо, и ничего.

— Когда мы снимали «Андрея Рублева», я отрицательно относился к тому, что в фильме столько крови, — вспоминает актер и режиссер Николай Бурляев.

— Позже, когда я уже сам снимал кавказскую резню у реки Валерик, я «пролил» очень много крови и отношусь теперь к этим вопросам иначе. Только нужно быть настоящим художником, чтобы это было осмысленно.

Режиссер Александр Котт объясняет, что юридически лошади в кино — это реквизит. Отвечают за них дрессировщики, каскадеры. На съемках его фильма «Брестская крепость» использовались лошади и собаки. Причем действительно никто из них не пострадал.

Получается, решать, требует ли искусство в качестве жертвы страданий или гибели «реквизита», люди могут на месте. Хорошо, когда они исходят из идеи, что гуманность — превыше всего. Но было бы куда лучше, если бы добрые намерения подкреплялись строгой юридической базой.

Редакция «СОЮЗа» приглашает читателей и специалистов продолжить обсуждение темы.

Добавлено (13 Ноября 2011, 23:56)
---------------------------------------------
Мнения

Наталья Белянова, председатель общества защиты животных «Эгида», Минск

Обращение с животными в Беларуси регламентируется Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных и Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах. Вопрос этот фактически находится в ведении коммунальных служб, а их отношение к животным можно назвать одним словом — геноцид. Ведь единственная их задача — это очистить города от животных. Причем ветеринарные врачи устранились от эвтаназии, и коммунальные службы избавляются от животных самыми варварскими способами. В 2010 году зоозащитники и зоологи предложили собственный законопроект, но он был очень несовершенен и благополучно утонул в архивах. Однако в 2011 году чиновники достали его из небытия, переработали по–своему и вот сейчас у нас ждет утверждения законопроект «Об обращении с животными». Он разрабатывался при участии представителей ГП «Фауна города», Министерства жилищно–коммунального хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Участие в разработке принимали две зоозащитные организации, но их голоса там просто не слышно. Животные по законодательству Республики Беларусь — имущество, собственность. Они не защищены от жестокого обращения. Недаром и новый законопроект называется просто законом «Об обращении с животными», а не законом «О защите животных».

Эльвира Абдуллина, юрист Благотворительного фонда по защите и реабилитации лошадей «Светозар», Россия

В России есть 245–я статья УК — о жестком обращении с животными, которая на практике очень плохо работает. Чтобы дело было рассмотрено в суде, нужны заявление в полицию, свидетели и свидетельства — например, фотографии, заключение ветеринара. А наказание, чаще всего, штраф — в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Для сравнения, в Германии за подобное взимается штраф до 25 тысяч евро.

Недавно прошел первое чтение проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Впервые вводится понятие «животное–компаньон» — это так называемые непродуктивные животные, к которым человек испытывает привязанность и которых содержит в домашних условиях, в питомниках, в приютах. К ним относятся собаки, кошки, рыбки. Что касается лошадей, то закон будет применяться только в отношении особей, неиспользуемых в качестве продуктивных животных.

В будущем законе перечислены основные принципы обращения с животными, и главный из них — гуманное отношение к животным, как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль. Законопроект выделяет особую группу животных, которых используют в зоопарках, цирках, передвижных зверинцах, в спорте, в сфере развлечений, на выставках и в других культурно–зрелищных мероприятиях. Владельцам таких животных при их обучении (дрессировке) запрещается применение жестоких методов, принуждение животных к выполнению действий, систематически приводящих к травмам. Вообще конный спорт — это сфера, в которой царит юридический беспредел. Лошадь — это лишь собственность человека, которой он вправе распоряжаться как заблагорассудится. В законодательстве западных стран животные тоже считаются имуществом, но там на гораздо более высоком уровне разработаны законы о защите прав животных. Да и общественный контроль, культура обращения с животными развиты гораздо лучше, чем у нас.

Татьяна Хорошилова, Катя Сафьян, Екатерина Зиновьева

http://pda.sb.by/post/123102/


Не говори что ты слишком устал, не говори что ты уже опоздал, ведь к цели движется тот, кто хотя бы ползет.
+375 (44) 744-11-57
+375 (33) 306-65-67
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Правила чата
Онлайн чат
+Онлайн чат
0