Родиной фриза является северная часть Голландии, ранее называемая Фрисландией (одна из двенадцати провинцией Королевства Нидерландов). Фрисландия была древней страной, датируемой 500 веком до н.э., когда первые поселенцы обосновались на побережье Северного моря. Они были торговцами, моряками, фермерами и конезаводчиками.
Здесь вели свое происхождение древние тяжеловозные лошади, от которых, вероятно, и произошел современный фриз. На формирование породы оказала влияние восточная кровь, принесенная в Голландию во времена крестовых походов, а также андалуская - во времена восьмилетней войны, в течение которой Голландия была оккупирована Испанией. Эта кровь дала фризам элегантный шаг,
маленькую голову и красиво изогнутую шею.
Фризскую лошадь всегда хранили от влияния английской чистокровной. В течение последних двух столетий эта порода держалась в чистоте. Разведение лошадей всегда было очень важным занятием для жителей Фрисландии, особенно много для породы сделали монахи. В течение веков правительство страны издало ряд указов, регулирующих сохранение чистой крови фризов. Сейчас Голландский Закон о лошадях 1939 г. (модифицированный) регулирует вопросы разведения и ведения племенных книг этой породы.
Из архивных сведений мы знаем, что в древности фриз был очень известен. Мы можем обнаружить информацию о нем с 1251 года, а книги 16 века упоминают об этой породе и восхваляют ее. В прошлом рыцари со своим тяжелым обмундированием находили эту лошадь весьма привлекательной, способной нести тяжелый груз в бою и быстро маневрировать. Фризов использовали не только под рыцарским, но и под королевским седлом. Известно, что у Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе была фризская лошадь, да и многие другие монархи и полководцы предпочитали этих коней, отдавая дань их элегантности и силе. Пластичность и резвость этих лошадей привели к тому, что их стали использовать в 15 и 16 столетиях в конных школах Франции и Испании, где они демонстрировали вершины конной выездки. Не было соперников у
этой породы и в элегантной конной упряжке, поэтому Европейские королевские дома часто использовали их для своих экипажей. Фриз использовался также как великолепный рысак в бегах на короткие дистанции в Голландии.
Высота фризской лошади колеблется от 152 до 162 см. Окрас преимущественно вороной, не допускаются белые отметины на теле или ногах. Строение тела: несколько длинная голова испанского типа, которую несет гордо и высоко, с маленькими ушами и бдительным взглядом, элегантно выгнутая мощная шея с длинной, густой, струящейся гривой, сильное плечо, мощное компактное тело с сильным скошенным крупом и низко насаженным длинным хвостом, высокие сильные конечности. Существует традиция не стричь его хвост, тримминговать гриву или щетки на ногах (т.н. фризы), и часто они достигают земли. У фриза высокая, активная рысь. Так, в 1783 году граф Орлов привез из Голландии жеребца и восемь кобыл, одна из которых стала матерью знаменитого Барса. Таким образом, орловские рысаки получили способность к резвой рыси, прежде всего, от фризов. В целом фриз - очень красивая, компактная, мускулистая небольшая лошадь, элегантная и с хорошим темпераментом.
В XIX веке, в связи с ростом моды на рысистых лошадей, селекционеры попытались ещё больше активизировать и без того достаточно резвую, высокую рысь фризов, скрещивая их с чистопородными рысаками. Это привело к появлению более резвых лошадей, менее пригодных для работы в поле. К началу первой мировой войны численность фризов резко сократилась, и упадок породы продолжался в перерыве между двумя войнами. Однако во вторую мировую нехватка топлива поправила дела коневодческих хозяйств, так как фермеры снова стали использовать лошадей для упряжной работы.
Во второй половине прошлого столетия возросла популярность фриза в качестве упряжной лошади. Уравновешенный фриз со своей необычайно эффектной внешностью выглядит очень привлекательно, запряженный в традиционную фризскую экипаж старинного образца. Сейчас в северной Голландии проходит множество праздников с участием конных экипажей, непременным участником которых становится фризская лошадь. Особенным экипажем, в который запрягают фриза, является шез, уникальная двукольная карета на высоких колесах, в которую запряжена одна или две лошади, а управляет ей мужчина или женщина, одетые в костюмы 1880-х годов. Такой вид экипажа - единственный, в котором кучер занимает левую часть, а его дама занимает почетное место с правой стороны. Кроме того, на таких праздниках часто выступают четверки и даже многоконные экипажи (6 и более лошадей), запряженные в легкие кареты и управляемые одним человеком. Такие конные экипажи становятся все более популярны. Эти лошади были запряжены в шестиупряжный голландский королевский экипаж при открытии Мировых конных игр в Гааге в 1994 году. Голландцы очень гордятся великолепием своих упряжных лошадей.
Итак, в течение веков фризская лошадь доказала свою потрясающую универсальность, благодаря чему ее использовали для работы в поле, военных походов и парадов, верховой езды, выездки, выведения других пород лошадей.
Сейчас фризы по-прежнему используются для работы в поле, а также все более популярны как экипажная лошадь. Их элегантный шаг, мощное тело и развивающаяся грива и хвост служат украшением на всевозможных конных парадах.
Понятливость и желание работать этой лошади делают ее пригодной для выездки, а также для использования как универсальной верховой лошади. На них очень удобно ездить верхом, у них мягкий ход и широкая спина. Наделенные от природы исключительным умом и добронравностью, фризские лошади считаются идеальными прогулочными лошадьми и лошадьми - компаньонами. Фризы не обладают буйным темпераментом, они очень спокойны и ласковы.
У фризской лошади есть множество поклонников по всему миру. Фризов разводят уже не только в Голландии, но и во многих странах Западной Европы, в США и Южной Африке. В 1992 г. насчитывалось 12 000 чистопородных фризских лошадей.
Ваш комментарий