Альтернативы экспериментам на животных — гуманное и эффективное обучение наукам о жизни

Ежегодно 24 октября отмечается День гуманного образования и альтернатив к экспериментам на животных. ООЗЖ «Эгида» предлагает ознакомиться с имеющимися альтернативными методами и призывает отказаться от жестокой практики использования животных в учебном процессе.

В изучении биологических, медицинских и ветеринарных дисциплин животные часто занимают центральное место при выполнении лабораторных и практических занятий. Ежегодно десятки, если не сотни, миллионов животных по всему миру используются в экспериментах или умерщвляются при препарировании.

Международная сеть за гуманное образование InterNICHE (Великобритания) стремится воплотить идею о гуманном образовании, при котором обучающие задачи решаются с использованием альтернативных методов, способствующих развитию сострадания, уважения к жизни и умения критически мыслить. Они доказывают, что отказ от использования животных в жестоких экспериментах является не утопией, а разумным и желаемым преобразованием, которое претворяется в действительность в университетах по всему миру.

Альтернативы являются прогрессивными инструментами обучения, которые могут заменить использование животных, наносящее им вред, или дополнить существующее гуманное образование. Преподаватели, которые отказались от использования животных, сделали это, потому что заботились об улучшении процесса обучения.


Альтернативы включают различные инструменты и подходы:
Фильмы и видео. Используются, чтобы дополнить практические занятия и продемонстрировать процессы, которые нуждаются в дальнейшем объяснении. Они легко воспроизводятся и недорого стоят.

Модели, манекены и тренажеры. Модель – представляет собой воспроизведение животного или его отдельных органов из пластика или латекса. Похожие на настоящих животных манекены могут способствовать эффективной тренировке таких клинических навыков, как обращение с лабораторными животными, взятие крови и интубация. Все основные хирургические навыки можно приобрести с помощью специальных тренажеров, которые позволяют создать иллюзию реальной хирургической практики и могут лучше подготовить студентов к критическим ситуациям в клинике.

Мультимедийное компьютерное моделирование. Компьютерное обучение призвано дополнить образовательный процесс. Понимание структуры и функций тех или иных органов повышается за счет применения видеороликов, графики и иллюстраций высокого разрешения, а также возможности выделять различные системы органов, увеличивать изображение и сравнивать ткани различных видов животных.

Трупы и ткани животных, полученные из этически допустимых источников. Словосочетание «полученный из этически допустимых источников» в данном контексте относится к трупам или тканям, полученным от животных, умерших естественной смертью или вследствие несчастных случаев, а также в результате эвтаназии при наличии смертельных заболеваний или повреждений, несовместимых с жизнью.

Клиническая работа с животными-пациентами. Приобретение опыта обращения с пациентами является нормой в рамках обучения медицине. Программы стерилизации, проводимые в приютах для животных, представляют собой огромный потенциальный ресурс для студентов, которые могут наблюдать за кастрацией и удалением яичников, ассистировать при проведении операции, а затем и самостоятельно выполнять эти манипуляции.

Проведение студентами экспериментов на себе. Активное участие студента и показательность экспериментов «на себе» делают обучение крайне запоминающимся. ЭЭГ, ЭКГ, исследование нервной проводимости, многие другие тесты можно выполнить на себе, используя простое лабораторное оборудование или специальные аппараты.

Лаборатории In Vitro. Использование технологий in vitro для проведения тестов на токсичность дает воспроизводимые и более надежные результаты, чем тесты на животных.

Полевые исследования. Большое количество знаний о животных и среде их обитания можно получить путем полевых исследований. Традиция изучения животных в их естественной среде – особенно выгодная альтернатива, которую нужно развивать, чтобы заменить практические занятия с использованием лабораторных животных.



Успешная реализация описанных подходов будет положительно влиять на многие сферы науки и образования
Педагогика и качество обучения. Исследования показывают, что успеваемость студентов, обучающихся с помощью альтернативных методик, не хуже, чем у студентов, которые выполняют традиционные эксперименты на животных. При этом комбинация альтернативных подходов, применяемых в учебном процессе способствует его улучшению.

Философские принципы наук о жизни. Биология – наука о жизни, а не о смерти, поэтому использование животных, причиняющее им вред, является противоестественным. Изучать жизненные процессы можно, используя предлагаемые альтернативы, и такие подходы помогут воссоединить науки о жизни с их позитивными корнями. Кроме этого, альтернативные подходы помогают научиться мыслить критически.

Эмоциональная и этическая грамотность. Чувствительность, сопереживание и сочувствие занимают существенное место в обществе и отражают культурные ценности, которые важно оберегать и развивать. Они также важны и в науке, потому что ее продвигают думающие и чувствующие люди, взаимодействующие с другими людьми и животными. Гуманные альтернативы будут способствовать поддержанию этих ценностей.

Доступность и гражданские права. Обязательное использование животных, которое влечет за собой причинение им вреда, является неприемлемым насилием над личностью и может повлечь возникновение психологических травм у студентов. Обучение с помощью гуманных альтернатив будет сохранять за студентом право на гуманное образование.



Применение альтернатив приносит и определенные практические результаты
Благополучие животных и окружающей среды. Животные, которых изымают из естественной среды обитания, удерживают в неволе, убивают или подвергают жестоким экспериментам, страдают. Извлечение их из естественной среды обитания может серьезно нарушить равновесие в местной экосистеме. Таким образом, замещение кощунственного использования животных альтернативными подходами служит благополучию и животных, и окружающей среды.

Экономическая выгода. Некоторые исследования показали, что использование предлагаемых альтернатив сулит значительную экономическую выгоду университетам, т.к. альтернативы могут эксплуатироваться в течение нескольких лет без финансовых затрат.

Репутация преподавателя и учреждения. Многие производители альтернативных средств обучения обнаружили, что их личная репутация, а также репутация учреждения улучшились в результате их внедрения. Некоторые высококачественные программные продукты получили награды за мультимедийный дизайн, преподавательское нововведение и эффективность. Появилось много научных докладов, опубликованных преподавателями, которые разработали и внедрили альтернативные средства обучения.

Законодательное сопровождение. Законодательство – полезный инструмент для внедрения альтернативных методов в обучение, а также для модернизации образования. Использование альтернатив отвечает положениям многих национальных законов, а также международных конвенций и директив, которые настаивают на том, что альтернативы должны использоваться во всех случаях, где это возможно.

Во всем мире набирает силу движение, направленное на замещение использования животных. Оно поддерживается развитием современных технологий и эволюцией этической мысли. Применение альтернативных средств обучения принесет пользу студентам, педагогам, животным и всему процессу преподавания естественных наук, и таким образом сложится ситуация, при которой нет проигравших.
Правила чата
Пользователи онлайн
Онлайн чат
+Онлайн чат
0
На сайте: 22
Гостей сайта: 21
Пользователей: 1